Сайт преподавателя Киреевой Татьяны Александровны
 
     
  О себе
Видеоролики
Гостевая книга
Пишите нам!

О себе
Статьи
 

              Предмет «Фортепиано» на  отделении    

                             «Хоровое пение»

 

Киреева Татьяна Александровна

Преподаватель фортепиано

МАУ ДО «ДШИ №1» г.Шумерля

Чувашской Республики

 

Предмет  «Фортепиано» является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Судьба курса «Общее фортепиано»- так этот предмет назывался раньше- берёт своё начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда в 1860 году А.Г.Рубинштейн в докладной записке Министру народного образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался постоянным изменениям, связанным с поисками наиболее оптимальных форм преподавания. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать знакомству, приобретению и дальнейшему поднятию общей музыкальной культуры учащихся. В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный сформулировал принципиальные основы специфики методики преподавания общего фортепиано: «...Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объёма технической программы курса игры на фортепиано для непианистов...».

    Предмет «фортепиано» играет важную роль в процессе воспитания   учащихся ДШИ, т.к. владение исполнительскими навыками на фортепиано помогает учащимся познакомиться с мировой классической музыкой, расширяет художественный кругозор, развивает весь комплекс музыкальных способностей. Оказывает положительное воздействие на исполнительские возможности учащихся в своих инструментальных,  хоровых  классах. Зачастую определение вообще способностей у детей приводит к ложному представлению ввиду невозможности их демонстрации, их глубинной скрытости и замкнутости. Данный курс как раз и имеет возможность сыграть роль толчка к раскрытию, раскрепощению и выявлению данных ребёнка за счёт развития слуховой, осязательной и зрительной ориентации, развитию физических данных по ходу организации пианистического аппарата и приобретения аппликатурных навыков. Освоение  курса общего фортепиано является так же основой для успешного овладения музыкальными теоретическими дисциплинами- сольфеджио и музыкальной литературой.  Великая русская певица А.В.Нежданова оставила свое мнение о роли общего фортепиано: «Играла я на фортепиано очень немного, техники у меня не было, но несмотря на это, я разучивала заданные мне уроки по пению самостоятельно, без аккомпаниатора. Я считаю, это целесообразно - ученики сами должны работать, сами разучивать все».

Учащиеся отделения «Хоровое пение» посещают уроки фортепиано один час в неделю (7-8 классы два часа ). В первом полугодии ученики сдают контрольный урок, во втором – зачет. Преподавателями разработана  программа, по которой ведется обучение учащихся хорового отделения.

На хоровом отделении большую часть обучения занимаются вокалом, хоровым пением, поэтому преподавателю фортепиано нужно научить ученика как бы « спеть» мелодию на инструменте так, что может быть названо дыханием руки.

Чуткий пианист «вокализирует», его рука должна «дышать» во время игры. «Живое дыхание играет в музыке первенствующую роль»,- говорил А.Гондельвейзер. Музыка без дыхания мертва. Однако «дышать» нужно вовремя, в полном соответствии с музыкальной фразировкой.  Своевременность дыхания помогает ярче выразить музыку. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звуков и пауз.

Преподаватель должен научить детей любить музыку, привить прилежание к серьезной ежедневной работе. Некоторые учащиеся добиваются отличных результатов и по исполнительским данным не отличаются от учащихся фортепианного отделения.

      Основной учебный процесс включает в себя целый комплекс задач:

Изучение нотной грамоты, постановку рук, игру по нотам, разбор пъес разных стилей, знакомство с ансамблевой игрой и аккомпанементом, чтение с листа. Уверенно овладев нотной грамотой, ученик начинает играть по нотам, вырабатываются навыки игры по нотам, не глядя на клавиатуру, а также умение охватывать зрительно нотный текст, опережая взглядом в процессе игры. Освоив клавиатуру, хорошо усвоив нотную грамоту. можно переходить к чтению с листа.

   Чтение с листа- это один из источников мышления и умственного развития. Сколько читаем- столько знаем.  Чтение с листа- это усвоение максимума информации в минимуме времени. Неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связана с умением играть, не глядя на руки.  В сложных сочинениях учащимся нет необходимости воспроизводить на клавиатуре каждый знак нотного текста. Минимум нот - максимум музыки.

Усилие играющего должно быть направлено на опознание и воспроизведение музыкальных мыслей, то есть игру по фразам. Прежде чем играть незнакомое произведение с листа, нужно сначала «пробежать» глазами нотный текст.

      При ансамблевом исполнении на одном фортепиано каждый ученик имеет в своем распоряжении только часть клавиатуры. Совместное исполнение приучает пианиста к слушанию самого себя и общего звучания ансамбля, что необходимо и в работе с вокалистом. Самое простое задание - начать вместе, точно и синхронно. Полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание в темпе и характере произведения. Точно должен быть выдержан и темп. Очень важно обратить внимание на одновременное снятие звука. Все эти условия необходимы и в хоровом пении. Задача ансамблевого исполнения при игре на фортепиано и в хоровом пении - воспитание коллективного ритма.

Работая над аккомпанементом, преподаватель просит учащихся петь мелодию, потом играть, точно выполняя все указания композитора. Также используется и собственный аккомпанемент.

Приобретение таких навыков, как чтение с листа, транспонирование, ансамблевое исполнение, аккомпанемент, помогает учащимся в их вокально - хоровой работе.

Решение этих задач в современных условиях становится очень проблематичным. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательных школах, компьютерные игры, интернет, телепрограммы, различные кружки- все это отвлекает детей от занятий. Отсутствие инструмента дома не позволяет ученикам готовиться к урокам и закреплять пройденное.

Развитие музыкального мышления у детей кроме музыкальных способностей зависит от уровня общего развития, интеллекта, организации нервной системы. Важной задачей преподавателя становится индивидуальный подход, гибкая шкала требований в обучении. Ученик должен четко усвоить, что без урока по фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе. И, конечно, можно ввести традицию проведения внутришкольных концертов отделения, что несет в себе не только показательную, но и пропагандирующую значимость нашего нелегкого, но очень важного дела.

 

Список рекомендуемой методической литературы:

 

2. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд., Москва, 1978

3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», 2- е изд. Ленинград, 1979

4.. Гофман И. «Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре» Москва, 1961

5. Петрушин В. «Музыкальная психология», Москва, 1997